General Motors пора переходить на выпуск верблюдов
10.10.2008 16:30 Ко времени завершения вчерашних биржевых торгов рыночная
стоимость General Motors была еще ниже, чем в 1929 году, и более чем на 94%
уступала аналогичному показатели 2000 года. Всего восемь лет назад эта
корпорация оценивалась в $52,4, вчера GM стоила уже $2,6 млрд. Акции GM вчера торговались по $4,76 (против пика в $43,2,
достигнутого в течение последних 52 недель). Конечно, автогигант
оказался не единственной жертвой бесконечного рыночного падения. Индекс Dow
Jones упал на 679 пунктов, акции Ford торговались вчера уже по $2,08, хотя за
последние 52 недели поднимались до $9,25. Бумаги автогигантов рухнули из-за проблем с балансом, и
в связи с резкой нехваткой наличных. Их падение началось задолго до того, как
администрация Буша провела через Конгресс противоречивый план помощи финансовой
отрасли на $800 млрд. Сам GM, его дилеры и потенциальные покупатели автомобилей
страдают из-за недостатка кредитных средств. Финансовый директор GM Фредрик
Хендерсон говорит, что важнейшим шагом для нормализации обстановки в
автомобильной отрасли является именно стабилизация положения на рынке
кредитов. Рейтинговое агентство Standard & Poor's заявило вчера,
что пересматривает рейтинги GM и Ford в сторону их дальнейшего понижения на
основании мрачных прогнозов различных фирм, вроде J.D. Power & Associates, о
том, что в 2008 году потребители купят на 2 млн автомобилей меньше, чем в 2007.
Но даже по уже существующим рейтингам, уровень корпоративных долгов
автопроизводителей упал ниже той отметки, которая может заинтересовать
инвесторов. Теперь будущее этих компаний почти целиком и полностью
зависит от того, как долго покупатели будут игнорировать автомобильный рынок.
"Покупкой нового автомобиля всегда можно пожертвовать в пользу более насущных
трат, - считает старший вице-президент J.D. Power & Associates Гари Дитс. -
Когда люди будут искать способы сэкономить, то они скорей всего решат поездить
еще пару-тройку лет на старом автомобиле, не покупая новый". Кроме общего спада продаж GM и Ford особенно страдают
от слабой реализации пикапов и полноразмерных джипов, на которые
традиционно приходилась значительная доля всех доходов. Всплеска спроса на
небольшие машины, продажи которых теперь обеспечивают пятую часть поступлений GM
и Ford, явно недостаточно для компенсации спада продаж больших автомобилей. По мнению Standard & Poor's, обе компании обладают
достаточным количеством наличных, чтобы продержаться хотя бы до конца 2008 года.
Однако, ухудшающиеся рыночные условия весьма усложнят им жизнь в 2009 году.
Fitch Ratings считает, что у Ford ко второй половине 2009 года останется около
$8-9 млрд, что является минимально возможной суммой для осуществления ежедневной
деятельности компании такого размера. Для GM перспективы еще более безрадостные. Во втором
квартале этот автопроизводитель потерял $15,5 млрд, а запасы наличных находились
на уровне $24 млрд. К тому времени компания теряла по $1 млрд в месяц, но
недавнее резкое падение Уолл-стрит значительно ускорило эти темпы. Следующие два
месяца будут для GM критическими, как полагает Хендерсон. Пока гигант срочно
подыскивает деньги, готовясь в качестве обеспечения кредита заложить уже
собственную штаб-квартиру в Детройте. Возможно, владельцам GM стоит обратить пристальное внимание
на Ближний Восток. Хотя нефть и упала в цене, местные шейхи по-прежнему не
мелочатся в вопросах покупки подходящего транспорта. Так, на днях кронпринц
Дубаи шейх Хамдан бин Мохаммед бин Рашид приобрел себе нового верблюда на
аукционе в Абу-Даби. Шейх выложил за него $1,6 млн. По информации Businessweek.