Прогноз погоды в Москве на 5 и 10 дней - HTML и WAP версии, фактическая погода, архив прогнозов.
[English] WAP-версия нашего сайта: wap.pogoda.msk.ru (погода для мобильных телефонов)
|
| |||||
Москва: Банки проверят на честность21.01.2008 08:50Федеральная антимонопольная служба начала новое массовое расследование в банковском секторе. Ведомство интересует, уведомляют ли банки своих клиентов о предстоящем изменении расценок на операции по счетам. Эксперты считают, что, если сложившаяся практика оповещения будет признана недостаточно эффективной, банкиров могут обязать рассылать каждому клиенту уведомление по почте. В этом случае каждое изменение тарифов будет стоить им миллионы рублей, сообщает газета "Коммерсант". Запрос Федеральной антимонопольной службы (ФАС) банкиры получили в конце декабря - начале января. До 25 февраля банкам необходимо предоставить информацию об условиях открытия и ведения счетов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В первую очередь регулятора интересует, предусматривает ли банк в договорах счетов свое право на одностороннее изменение тарифов. Одновременно ФАС спрашивает, содержат ли договоры обязательство банков предварительно информировать клиентов об изменении тарифов: всегда ли, в какие сроки и каким способом (индивидуально по почте, на сайте, в офисах банка). Как пояснил "Ъ" заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров, "запросы отправлены в 102 крупнейших федеральных и региональных банка, а сам опрос проводится по жалобе физлица для изучения ситуации". До последнего времени антимонопольные органы концентрировали внимание на условиях кредитования граждан и рекламе кредитных продуктов. Однако на этот раз условия кредитования в опросник не попали. По словам начальника отдела рынка банковских услуг ФАС Ольги Сергеевой, гражданину, пожаловавшемуся в антимонопольную службу, не понравилось, что сразу несколько банков не согласились зафиксировать в договоре счета окончательные тарифы на его обслуживание. "Сама по себе возможность банка в одностороннем порядке изменять тарифы по счету не противозаконна, - указывает госпожа Сергеева. - Весь вопрос в эффективном способе уведомления клиентов. То, как это происходит на практике, мы и пытаемся установить". "Реализация права изменения банком тарифов в одностороннем порядке в нашем банке возможна только после предварительного уведомления клиента за 30 дней до вступления в действие новых тарифов, - говорит начальник управления банковских карт и комиссионного бизнеса Бинбанка Юрий Татаринов. - Форматы уведомлений используются самые разные: сайт, e-mail, SMS, объявления в офисе банка, рассылка по почте". По словам клиентов банков, наиболее часто используемый способ уведомления - размещение объявления на стенде в офисе банка. Как рассказал "Ъ" один частный предприниматель, пожелавший остаться неназванным, открыв счет в Нацпромбанке, он за короткое время дважды столкнулся с изменением тарифов на операции по счету. "Сначала банк посчитал нужным изменить тариф на перевод средств со счета с фиксированных 20 руб. до 2% от суммы перевода, затем ввел новый вид тарифа -- за малое количество операций по счету (500 руб., если ежемесячный объем операций меньше 500 тыс. руб.)", - рассказал предприниматель. Однако узнал он об изменениях, лишь когда деньги по новым расценкам были уже списаны со счета. "За десять дней до вступления в силу изменений банк разместил объявление в своем офисе, - говорит клиент.-- Но у меня не было необходимости так часто посещать банк, чтобы заметить это объявление".
Однако обычно тарифы на операции по счету банки меняют именно в массовом порядке. "Без всяких на то рыночных причин, только желая заработать, повысить тарифы банк не может - он потеряет клиентов, - говорит старший вице-президент Связь-банка Дмитрий Гайсенок.-- Поэтому банки повышают тарифы только при наличии общих рыночных изменений и, как следствие, в массовом порядке". Критерии эффективности уведомления клиентов о смене тарифов ФАС только предстоит выработать. "Рассуждая абстрактно, уведомление за 60 дней, опубликованное на сайте банка в интернете, наверное, достаточно эффективно, а за две недели и только путем размещения объявления в офисе - уже вопрос",-- пояснила госпожа Сергеева. В качестве ориентира она привела опыт итальянского антимонопольного ведомства. В Италии банки в случае изменения тарифов по счету обязаны за 30 дней до изменения расценок направить клиентам индивидуальные уведомления, а также опубликовать сообщение в правительственном вестнике. По мнению экспертов, если ФАС признает итальянский опыт заслуживающим внедрения в России, то отечественным банкам в случае изменения тарифов придется существенно увеличить свои расходы. Сейчас самый эффективный способ уведомления - рассылку по почте - банкиры, по их собственному признанию, используют редко или не используют вовсе. "Одно письмо стоит порядка 15-20 руб., а если учесть, что только клиентов-физлиц у крупных банков сотни тысяч, то банку их уведомление по почте обойдется очень дорого", - указывает представитель крупного федерального банка.
|