"Мобильный" бизнес взял курс на запад
01.10.2008 17:45 Вслед за тем, как Александр Мамут приобрел 100% "Евросети",
выяснилось, что на крупный, но неконтрольный пакет ритейлера претендует
"Вымпелком". Почти одновременно с этими событиями стало
известно, что "Цифроград" готов расстаться с 25-процентным пакетом,
предварительно проведя допэмиссию акций. Аналитики считают, что этот
пакет в итоге окажется в руках кого-либо из сотовых операторов. Другой
ритейлер - Dixis ведет переговоры с "Мегафоном", говорят на рынке. "Причиной продажи бизнеса "Евросетью" и
теоретической готовности к подобному шагу других операторов
послужило совпадение сразу нескольких факторов", - говорит Максим Клягин из
"Финама". Среди них он называет относительно низкую рентабельность подобного
бизнеса и соответственно весьма высокий к настоящему моменту уровень долговой
нагрузки. Она во многом вызвана агрессивными темпами физического роста
таких сетей на фоне неестабильности финансовых рынков. Все
это усложняет дальнейшее развитие бизнеса. При этом надо учитывать и снижение темпов роста самого
рынка из-за его насыщения. Обслуживать долги становится все дороже, а
привлекать новые средства, прежде всего заемные, – все сложнее. "В данном
случае один из логичных вариантов – привлечение стратегического инвестора. Кроме
того, не стоит забывать, что в ряде случае компаниям были предъявлены
существенные налоговые претензии", - добавляет аналитик "Финама". "Рост бизнеса сотовых операторов уже прошел экстенсивную
стадию, когда обороты росли за счет увеличения клиентской базы - она
перестала увеличиваться", - говорит аналитик Собинбанка Александр
Шелестович. "Сейчас развитие будет идти за счет продвижения новых услуг, а для
этого нужна площадка", - говорит он. "Если крупнейшие операторы сотовой связи пойдут по пути
вхождения в розничный бизнес (и, конечно, его дальнейшего развития), то мы
скорее всего приблизимся к европейской модели сотового ритейла", - говорит
аналитик "Финама" Максим Клягин. Один из топ-менеджеров "Техносилы" говорит, что в США в свое
время это привело к т ому, что симкарты стали "вшивать" в телефон. "Но
нам до этого еще далеко", - добавил он "Для потребителя подобная дружба операторов и ритейлеров
ничего значить не будет", - считает представитель "Техносилы". С ним не
соглашается аналитик Собинбанка Александр Шелестович. Он полагает, что "если все
продадутся, то каждый начнет работать по новым условиям. Цены в сетях перестанут
быть такими демократичными. Рентабельность же надо за счет чего-то
повышать". Название компанииВыручка, 2007 годКоличество точекДоля на рынке"Евросеть"$3,6 млрдБолее 500030%"Связной"$1,49 млрд157715%"Цифроград"$900 млн 145010%"Эльдорадо"$4,56 млрдБолее 15007,5%"Беталинк"$650 млн7505%Dixis$756 млн8074%