Кризис настигает рекламный рынок
06.10.2008 12:54 "Мы не исключаем, что усугубляющийся кризис ликвидности и
крайне нестабильная ситуация на финансовых рынках в целом может негативно
отразиться на российском рынке рекламы", - говорит аналитик УК "Финам
Менеджмент" Максим Клягин. В первую очередь речь идет о возможных сокращениях рекламных
бюджетов. В основном это может коснуться игроков сектора FMCG (товаров
повседневного спроса - dpmoney), являющихся крупнейшими рекламодателями.
А также банков, ориентированных на развитие розничных направлений, и
девелоперских компаний, считает эксперт. По мнению вице-президента Ассоциации
коммуникационных агентств России (АКАР) Владимира Евстафьева, в первую очередь
сократят рекламные бюджеты банки и финансовые организации, потом ритейлеры и
девелоперы, а затем западные компании, которые ввозят свою продукцию в
Россию. "Наиболее пессимистичный сценарий дальнейшего развития
событий может подразумевать существенное – на 15-20% - сокращение количества
рекламодателей на период один-три года", - говорит Максим Клягин. При этом, по
данным АКАР, объем рекламного рынка в январе-июне составил 126-127 млрд
рублей. Но случится это лишь в следующем году, говорит Владимир
Евстафьев. "Пока кризиса нет, - говорит Константин Авдеев, директор по закупкам
ТВ и радио в Group M, - если он случится, то это коснется всех клиентов,
которые
рекламные расходы, господин Авдеев отказался отвечать. Антон Чаркин, PR-директор
"Видео Интернешнл" говорит, что сейчас на рынке все в рамках ранее сделанных
прогнозов. "Прогноз на следующие годы мы тоже не снижали после того, как
начались проблемы на фондовом рынке", - добавил он. Вице-президент АКАРа Владимир Евстафьев полагает, что все
самое негативное начнется в 2009 году. По его мнению, ситуация может
развиваться следующим образом. Во-первых, банки и все, кто связан с финансовым
сектором, присутствующие на фондовом рынке, просто снимут свою рекламу. "Это
крупный сегмент рекламного рынка. Они запросто могут снизить свою активность.
Если кризис глубокий – могут просто убрать всю рекламу, если нет – уменьшить ее
количество. Надо сказать, что если кризис будет серьезным, то сокращение темпов
роста на рынке рекламы именно в банковском сеткоре составит порядка 20%", -
говорит Владимир Евстафьев. Далее, если ситуация будет углубляться, банки изменят
условия кредитования своих клиентов – девелоперов и ритейла. Компании этого
сектора начнут чувствовать себя менее уверенно, и это тоже повлечет за собой
сокращение рекламных бюджетов. В качсестве третьего варианта вице-президент АКАРа
рассматривает катастрофический сценарий. "Если кризис будет очень серьезным, о
какой рекламе вообще может идти речь?! Пока рекламный рынок не
почувствовал влияния проблем на фондовом рынке. Все будет в следующем году. Но
вот что произойдет дальше, никто толком не знает", - говорит он.