Прогнозы последствий кризиса профессора Российской экономической школы
20.10.2008 15:01 1. Я ожидаю долгого (1-2–летнего) и существенного (до 0–1% в
год) замедления экономического роста. Новый рост у нас не начнется, при самом
благоприятном сценарии, пока Америка и Германия не выйдут из начинающихся
рецессий. 2. Основными заботами тех, кто будет находиться у власти
(кто бы это ни был — смотри ниже), будут в самом ближайшем будущем две вещи: а)
недовольство населения и элиты из–за неоправданных ожиданий (включая взятые
кредиты и неоправданное инвестирование) и б) резкий всплеск лоббирования с целью
получения бюджетных денег. (См. увеличение обронного заказа в самый неподходящий
момент.) Нынешнее политическое руководство (Путин и Ко) слабо подготовлено к
ситуации существенных бюджетных ограничений в институциональном плане. Весь
механизм принятия решений рассчитан на распределение денег, когда их много. 3. Информированность руководства выглядит высокой по
сравнению с советскими временами, но низкой по сравнению с ельцинскими. Не
только сам Путин, но и многие министры выглядят не вполне осознающими
происходящее. Отсутствие информационной проницаемости хорошо видно в
парадоксальном сочетании панических настроений среди населения с высокими
рейтингами доверия. 4. Естественным каналом выражения недовольства граждан и
элит является смена руководства. Здесь мне представляются наиболее реалистичными
два пути. Первый — условно ''Сяопин — Ельцин''. Путин
отстраняется элитой от непосредсвенного политического руководства. Это будет
заметно по отставкам Сечина, Иванова, и т.п. В этом случае возможен переход
власти внутри нынешнего руководства и сохранение режима до начала выхода из
рецессии. Второй — условно ''Брежнев — Маркос''. Путин удерживает
власть в ближайший наиболее трудный год. Ценой является значительная
автаркизация экономики и склероз политического режима. 5. Что произойдет в случае, если место Путина освободится?
(Пусть даже не в результате намечающегося спада.) У меня есть какие–то отдельные
соображения. Сначала, понятно, будет коллективное руководство, а потом внимание
сфокусируется на ком–то одном. У Медведева есть некоторые преимущества, но я бы
даже не стал называть его фаворитом. Смутная аналогия гипотетической ситуации с
предыдущими в XX веке у нас в стране подсказывает, что это будет кто–то,
связанный с регионами. Что, Козак?