Кризис по-фински: медленно, но верно
17.11.2008 12:03 Большинство финских компаний говорят, что глобальный
финансовый кризис пока не оказал значительного влияния на их работу. Ключевым в
данном случае является слово "пока", потому что все признают: кризис не обойдет
стороной никого. Пока по итогам третьего квартала большинство компаний
зафиксировало падение темпов роста прибыли, и лишь несколько зафиксировали
убытки. Между тем будущее выглядит не столь радужно. По мнению
экспертов, рост внутреннего валового продукта Финляндии в 2009 году будет
близким к 1%, а ряд аналитиков и вовсе говорит о нулевом росте. Для ряда компаний Финляндии общемировой кризис совпал с
отраслевым. Главный пример - лесоперерабатывающая отрасль Финляндии, которую
сегодня называют наиболее пострадавшей. На нее, помимо финансового кризиса,
серьезно повлияло повышение экспортных пошлин на необработанную древесину в
России, что привело к сокращению поставок сырья на предприятия. Но на прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин объявил,
что введение заградительных пошлин откладывается, что вызвало положительный
отклик у финских концернов Stora Enso и UPM-Kymmene. "Это решение дает нам
больше времени, чтобы скорректировать наши действия с учетом отложенных пошлин",
- сообщил агентству STT исполнительный директор Stora Enso Йоуко Карвинен. Для крупнейшего авиаперевозчика Финляндии - компании Finnair
год также выдался непростым. Сначала - кризис на мировом рынке пассажирских
авиаперевозок, в
кризис. "Последствия кризиса начинают проявляться, - говорит вице-президент
Finnair Петтери Костермаа. - Пассажиры не хотят дорого платить за билеты, и
приходится снижать цены". По его словам, сейчас объем перевозок падает во всем
мире, поэтому очень важно найти свою нишу на рынке. Ожидается, что кризис приведет и к сокращению транзита
российских грузов через Финляндию. В этом году, по оценкам экспертов, объем
транзита достигнет рекордных показателей - $ 35 млрд. Это в полтора раза больше,
чем товарооборот между Финляндией и Россией, который прогнозировался в этом году
на уровне $ 24 млрд. Более 30% в транзите занимают новые автомобили, которые из
финских портов отправляются на автовозах в Россию. "Первые признаки падения транзита уже видны: финские порты
Ханко, Котка заполнены машинами, которые медленно вывозятся российскими
дилерами", - говорит менеджер компании Itella Logistics Юри Мянникко. Кризис уже заставляет компании увольнять сотрудников или
отправлять их в длительные отпуска. По официальным прогнозам, количество
безработных увеличится в следующем году на 13 тыс. человек, по неофициальным -
работу потеряют около 20 тыс. Кризис на страницах финских СМИ: YLE NewsТолько 14 из 40 ведущих компаний Финляндии
сообщили об увеличении прибыли в отчетах за III квартал. 26 компаний отметили
падение прибыли, а пять зафиксировали убытки. Квартальные итоги, подпитываемые
финансовым кризисом, также заставили компании беспокоиться о будущем. "Ожидания
от будущего определенно хуже, чем они были раньше. Половина компаний понизили
прогнозы, и это исключительно большое количество", - говорит аналитик Nordea
Марти Ларьо. Квартальные отчеты обычно использовались в качестве основы для
предварительных оценок экономической ситуации в целом, но последние финансовые
колебания, которые, по мнению многих аналитиков, более эмоциональны, чем
основаны на фактах, делают прогнозы ненадежными. Убытки могут привести к
сокращению рабочих мест. Этой осенью многие компании, особенно в лесной
промышленности, объявили о сокращениях или бессрочных отпусках сотрудников. Kauppalehti о строительной отраслиФинская строительная
отрасль может столкнуться с реальными проблемами. Весенние прогнозы - согласно
образному выражению директора Ассоциации строительной индустрии Финляндии -
"растаяли как дым". Ожидается, что работу потеряет около 20 тыс. рабочих и
служащих. Согласно предварительным данным, продажи новых квартир упали более чем
на 30% и продолжают стремительно падать. В строительной отрасли Финляндии
прогнозируется значительное падение объемов строительства. Если в 2007 г. было
построено 52 млн м3, то в 2009 г. этот показатель сократится более чем на 30% и
может составить 36 млн м3. К 2010 г. объем строительства может сократиться до 30
млн м3. Традиционно в Финляндии ежегодно начиналось строительство 30 тыс. новых
квартир, в этом году эта цифра составит 25 тыс., а в следующем - 23 тыс. Helsingin Sanomat о транзите автомобилей в РоссиюНе так
давно из-за автовозов, идущих в Россию, едва можно было передвигаться по дороге
между Ханко или Коткой и восточной границей Финляндии. Эти дни, кажется, прошли,
рост импорта новых машин в Россию через Финляндию практически прекратился за
последние несколько недель. Сокращение транзитного трафика - это следствие
текущего финансового кризиса, который привел к росту ставок по кредитам и
падению спроса на автомобили в России. Согласно данным финской таможни, всего
350 автовозов уедут из порта Котка в Россию на этой неделе. В последние годы в
среднем трафик составлял 200 грузовиков в день. Автомобили составляют более 30%
трафика между Россией и Финляндией. Уменьшение продаж сократит очереди на
границах, но может привести и к убыткам финских компаний и сокращению рабочих
мест. Kauppalehti о лесной промышленностиОдной из первых жертв
финансового кризиса в Финляндии стало небольшое лесопромышленное предприятие
Stromsdal в Восточной Карелии. Вчера было объявлено о начале программы по
сокращению персонала. Проблемы у завода начались на прошлой неделе, после того
как несколько крупных заказчиков из Испании и Италии приостановили платежи
предприятию. В условиях финансового кризиса себестоимость продукции и условия
финансирования оказались неприемлемыми для "Стромсдал".Лесопромышленная
компания Metsa-Botnia сообщила о приостановке на 14 дней своего завода в
Уругвае. Кроме этого, в октябре-декабре текущего года на пяти заводах концерна в
Финляндии будет сокращено производство целлюлозы на 50 тыс. т. Это объясняется
неблагоприятной рыночной ситуацией и высоким уровнем затоваривания
складов.