Из-за кризиса в мире может наступить транспортный коллапс
20.11.2008 13:27 Крупнейшие компании отрасли обсуждают сокращение рабочих
мест и вывод части воздушных и морских судов из эксплуатации, поскольку объемы
грузоперевозок снижаются в связи с ослаблением спроса, а стоимость фрахта
опустилась до того уровня, когда ряд перевозчиков работают в убыток. Клиринговая палата морских грузоперевозок Baltic Exchange
провела в среду конференцию в Лондоне, одной из основной тем которой стало
нарушение договоров как клиентами, так и операторами сухогрузных перевозок. Доверие в отрасли зависит от выполнения договорных условий
всеми сторонами. В результате падения стоимости фрахта за последние несколько
недель клиенты выходили из имеющихся договоров и заключали новые - по более
низким ставкам. Средняя стоимость фрахта крупнотоннажных судов упала за период с
5 июня до 17 ноября на 98,4%, с почти $234 тыс в сутки до $3670, и сейчас даже
близко не окупает затраты на их эксплуатацию. Один из судовладельцев, чье имя не называется, предложил
провести 25- или 30-дневную забастовку, чтобы напомнить клиентам о важности
грузоперевозок, но это предложение не нашло поддержки. Участники встречи обсудили возможности создания центральной
клиринговой палаты, которая смогла бы решить вопросы с ответственностью
компаний, но к единому мнению они так и не пришли. Одним из показателей серьезности положения отрасли стало
заявление сингапурской Neptune Orient Lines Ltd. о сокращении 1000 рабочих мест
(9% персонала), выводе из эксплуатации своих судов и закрытии главного офиса в
США. Этим меры должны помочь компании сэкономить $200 млн в течение 2009
года - в противном случае ей грозит банкротство. Наиболее резко сокращаются грузоперевозки в Азии и ввоз
товаров в Азию, в том числе в связи с охлаждением спроса на сухогрузы (например,
железную руду и уголь) в Китае. Грузовые и пассажирские авиаперевозки в
Азиатско-Тихоокеанском регионе страдают в результате замедления экономического
роста и рецессии в Японии, Гонконге, Австралии. Так, Air New Zealand Ltd.
сокращает 200 рабочих мест, в основном экипажи самолетов, осуществляющих
перевозки на дальние расстояния. Гонконгская авиакомпания Cathay Pacific Airways
Ltd. урежет бонусы, выплачиваемые сотрудникам по итогам года, в два раза.