Автопром США катится в пропасть
21.11.2008 17:48 Гиганты автомобильной промышленности на этот раз не смогли
продемонстрировать конгрессменам четкого финансового плана по выходу из
кризисной ситуации. Комментируя ситуацию, представитель демократической партии
от штата Калифорнии Нэнси Пэлоси заявила: "До тех пор пока мы не увидим план,
они не увидят денег". Тем не менее, надежда у этих корпораций остается. Начало
следующих слушаний назначено на 2 декабря – до этого времени GM, Chrysler и Ford
должны подготовить убедительные доказательства того, что необходимые $25 будут
последней государственной помощью этим компаниям. Участники рынка разочарованы решением конгресса и
неподготовленностью выше упомянутых корпораций защищать свои интересы.
Вынужденные двухнедельные задержки с необходимой финансовой помощью могут
обойтись очень дорого. Дело в том, что General Motors считается одной из
системообразующих компаний всей американской экономики. General Motors, не
считая вспомогательных производств, обеспечивает 266 тысяч рабочих мест, а
размеры ежегодных налоговых отчислений в государственный бюджет в период с 2002
по 2007 год составляли сумму не меньшую, чем $35 млрд. Неудивительно, что такое подвешенное состояние, в котором
сегодня находится автогигант, заставляет биться в конвульсиях игроков
американского фондового рынка. Вчера акции General Motors с началом торгов упали на 30%,
затем, отыграв падение, ушли в плюс на 56%, протестировав отметку $3,95 за одну
обыкновенную акцию. Затем накал страстей начал понемногу снижаться, торговую
сессию бумаги GM завершали на отметке $2,88. Лихорадило вчера не только бумаги
General Motors – досталось и Ford Motors.Амплитуда колебаний по акциям этого
монстра американского автопрома достигала 40%. Вслед за сектором машиностроения содрогался весь
американский фондовый рынок. Промышленный индекс Dow Jones открыл торги обвалом
на 200 пунктов, затем в течение двух часов отыгрывал падение, затем опять
обвалился и опять отыграл. Переломный момент настал где-то в середине рабочего
дня: индекс, добравшийся до дневного максимума – отметки в 8180 пунктов, начал
стремительно падать. Закрывались торги уже на шестилетнем минимуме – 7552
пункта. Ценные бумаги российского сектора
автомобилестроительных компаний также падают. Так, стоимость обыкновенной акции
ОАО "АВТОВАЗ" на ММВБ с 7 сентября снизилась почти на 67%, ОАО "КАМАЗ" показал
чуть лучший результат – 58%. Ситуацию объясняет аналитик ИК "Брокеркредитсервис"
Севастьян Козицин: "Ужесточение условий автокредитования, снижение реальных
доходов населения – все это заставляет компании по производству автомобилей
понижать свои прогнозные оценки по размеру ожидаемой выручки, отказываться от
выплаты дивидендов. Несомненно, определенное давление оказывают события, имеющие
место в США". Поддержать отечественную автопромышленность путем повышения
ввозных таможенных пошлин на иномарки собирается Правительство РФ. Пока
окончательного решения еще не принято: не известны ни сроки, ни раз
возможного увеличения ставок. Эксперты довольно скептически относятся к такой
перспективе. По словам Севастьяна Козицина, в коротком периоде протекционистская
политика может помочь отечественным компаниям, тем не менее, злоупотребление
этими мерами приведет к ослаблению конкуренции, а потом и к снижению качества
самих российских автомобилей. Проблемы российских автопроизводителей осложняются еще двумя
факторами: недостатком оборотного капитала и большой долговой нагрузкой. Хотя,
по большому счету, степень трудностей варьируется в зависимости от самой
компании. Самая сложная ситуация сегодня у Группы ГАЗ. В самое
ближайшее время им предстоит оферта по выпуску облигаций в 4 млрд рублей. По
словам Натальи Сорокиной, аналитика УК "Уралсиб", рассчитывать на чью-либо
помощь ГАЗу не приходится. Кроме того, не на совсем благоприятный момент для
рынка пришелся запуск новой марки Siber, а капитальные затраты, к несчастью, уже
произведены. Гораздо лучше чувствует себя КАМАЗ. Его дочерняя финансовая
структура "Камаз-Финанс" только в сентябре погасила 98% своего займа на 1,5 млрд
рублей. Ввозные пошлины также окажут позитивное действие на результаты компании.
"На внутреннем рынке КАМАЗ не имеет конкурентов", - продолжает Наталья Сорокина,
– "а на пути импорта будет поставлен барьер". Позиции АвтоВАЗа также не вызывают
опасений. В течение ближайших шести месяцев компании предстоит выплатить около 6
млрд рублей различным заемщикам, но этот участник рынка всегда может обратиться
с за помощью к государству, которое еще ни разу не отказывало. Кроме того, новый
проект АвтоВАЗа – "Лада-Калина" – хоть и вызывает скептические отзывы
автообозревателей, но за последний месяц на рынке автомобилей этого класса
продали больше всего. В октябре россияне купили 10300 "Калин", в то время как
продажи лидера сегмента, Ford Focus, упали до 6950, Chevrolet Lacetti продали
7329 штук, а Renault Logan вообще 5726. Как считает Мария Сорокина, сегодня
положение всех российских автопрозводителей одинаково уязвимо, тем не менее, на
этом фоне выделяется АвтоВАЗ с его государственно
поддержкой.