Если должник не идет навстречу, к нему применяют крайнюю меру
27.11.2008 08:46 "Ъ": В Америке сейчас бывает и так, что должник возвращается
домой и обнаруживает у дверей чемоданы, собранные судебными приставами. Готовы
ли вы к такому повороту событий? Н.В.: В нашем законодательстве уже сейчас предусмотрена
возможность пристава проникать в жилище помимо воли его владельца, но с февраля
текущего года зарегистрировано всего 23 таких факта в 19 регионах страны. Причем
каждый из них был абсолютно оправдан, и никаких скандалов не было. Говорить,
что квартиру, которая была куплена по ипотеке и при продаже входит в сумму
долга, мы описываем и продаем помимо воли должника, теоретически можно, но на
практике пристав десять раз напомнит должнику о том, что он имеет возможность
погасить долг добровольно. У должника есть масса возможностей для того, чтобы с
честью выйти из ситуации. Понимаете, мы не работаем по принципу катка. Бывают
ведь ситуации, когда граждане не могут расплатиться по долгам в силу того, что
уровень доходов не позволяет. Поэтому мы большие надежды связываем с проектом
закона о банкротстве физлиц. В этом законе предусмотрена возможность списания
задолженности и применение других процедур, направленных на финансовое
оздоровление. Но, если мы исчерпаем все возможности принудительного взыскания и
должник не пойдет нам навстречу, не исключаю, что придется применять и крайние
меры. "Ъ": А база для таких мер есть? Н.В.: Вопрос выселения и дальнейшего проживания должника
должен рассматривать суд при вынесении судебного решения. Но мы сталкиваем
случаями, когда в судебном решении не оговаривается вопрос предоставления
выселяемым гражданам жилплощади, например, из маневренного фонда. По большому
счету приставы не должны решать этот вопрос. "Ъ": У ФССП достаточно много креативных способов воздействия
на должников. Например, через "Одноклассников". Н.В.: Я не скажу, что центральный аппарат у нас
супергенератор идей. У нас регионы очень креативные. "Одноклассники" — это
инициатива Красноярского подразделения. На Сахалине и в Магадане мы начли
оповещать должников с помощью автодозвонов операторов связи. Сейчас мы
просчитываем экономический эффект от этого. По их оценке, около 35% должников,
которые получили такие оповещения, пришли и добровольно погасили долг. "Ъ": А сотрудничество с операторами связи в части списания
средств со счетов должников уже окупилось? Н.В.: Это опять же эксперимент. Мы запросили результаты в
регионах, где он проводился,— это Нижний Новгород и Дальний Восток, и сейчас
обобщаем результаты. Пока эффект сложно оценить. Если по SMS- и электронным
уведомлениям предварительная оценка есть и мы уже вышли на уровень технических
согласований, то по взысканиям мы проводим юридическое исследование инициативы,
так же как и по услугам перевозчиков. "Ъ": Как технически происходит списание таких счетов? Н.В.: Когда происходит оплата билета, авиа- или
железнодорожный перевозчик информирует об этом нашу службу, мы приходим и
арестовываем средства в части погашения долга. По телефонным компаниям примерно
так же происходит. Единственное, я вот сегодня в прессе прочитал комментарии
представителей операторов, что это бесполезно, потому что владельцы телефонов
будут оформлять их на третьих лиц. Ну, мы тогда подумаем, как действовать в этих
случаях. Возможно, покупка телефонов будет сопровождаться фиксацией каких-то
документов, удостоверяющих личность.