Спасение "большой тройки" может оказаться слишком дорогим
08.12.2008 14:16 Конгресс выразил готовность помочь
"большой тройке" путем предоставления краткосрочных займов. Весь вопрос в том,
какую именно сумму собираются употребить Ford, GM и Chrysler для избавления от
практически неминуемого банкротства. Этот вопрос особенно важен для Барака Обамы
и его администрации, которому нынешний кризис передается по наследству от
Джорджа Буша. Окончательная цена спасения
"большой тройки" и создания новой, модернизированной автомобильной
промышленности США может оказаться столь огромной, что вред национальной
экономике от подобной помощи превысит пользу. Совокупный кредит может составить
$125 млрд. Сумма выглядит столь астрономической, что о ней нелегко рассуждать
главам "большой тройки". Выступая на прошлой неделе перед
Конгрессом, старший экономист фирмы Economy.com, принадлежащей агентству
Moody's, Марк Занди заявил, что запрошенных ныне $34 млрд "большой тройке" будет
"недостаточно для снятия риска банкротства в течение ближайших двух лет". По
мнению Занди, для полномасштабной реорганизации компаний потребуется от $75 млрд
до $125 млрд. Законодатели выразили готовность
предоставить GM и Chrysler около $15 млрд в качестве "реанимационной помощи" для
того, чтобы эти компании продержались хотя бы до следующей весны. А уж тогда
администрация Барака Обамы и новый Конгресс смогут рассмотреть возможность
новых, долгосрочных планах спасения. И хотя главы "большой тройки" уверяют
Конгресс, что им нужно лишь переждать, пока экономика США не начнет подниматься,
экспертам верится в это с трудом. Финансовым компаниям правительство
США выделило целых $700 млрд, но никаких признаков того, что автомобильные
кредиты стали для потребителей более доступными пока нет. А именно эти кредиты
являются мотором развития американского автопрома, продажи в котором упали уже
до самых низких показателей за последние 25 лет. Крупные иностранные рынки в
Европе и Азии, на которых американские машины раньше неплохо продавались, теперь
также "усыхают". Это еще сильнее снижает доходы GM и Ford. "Мы знаем, что собираемся сделать?
- вопрошает конгрессмен-республиканец из Нью-Йорка Питер Кинг. - Мы знаем, чего
хотим добиться? Если бы меня убедили в том, что эти деньги сработают, я бы
поддержал их выделение". В последние годы автомобильная столица США Детройт
потеряла десятки миллиардов долларов, инвесторы и аналитики потеряли к
автогигантам доверие, увидев, что их усилия реорганизовать отрасль не приносят
плоды. А тут еще такой факт - в середине
ноября "большая тройка" просила у Конгресса $24 млрд, через две недели эта цифра
подросла до $34 млрд. Это едва ли может убедить конгрессменов в том, что у
автопрома есть какие-то твердые планы спасения. "Не хочу отправлять вас домой
снова, - заявил главам "большой тройки" конгрессмен-демократ Гари Акерман. -
Ведь я знаю, что через две недели вы снова к нам вернетесь, и будете просить еще
больше денег". По информации The New-York Times.