IPO у росийских компаний выходит из моды
08.12.2008 14:03 И это число может вырасти еще до
конца этого года, если верить данным консультационной компании PBN. Единственным
смельчаком на просторах России и СНГ, решившимся выйти на публичные торги в
третьем квартале этого года, стал производитель удобрений "Акрон". Остальные
компании решили искать дополнительные источники капитала другими способами, или
подождать подходящего момента для выхода на рынок. С тех пор в список PBN попали еще
четыре компании: "Объединённая авиастроительная корпорация" (ОАК), "Бакалейные
фабрики Максима Антонова", системный интегратор "КомпьюЛинк" и группа компаний
СМР, входящая в ресурсный сектор холдинга «Базовый Элемент». Старший вице-президент PBN Стюарт
Лисор говорит, что большинство иностранных компаний сегодня испытывают трудности
с получением финансирования, но в России и СНГ эта проблема особенно остра. IPO
"Акрона", в ходе которого удалось привлечь $2,7 млн, стало наименее эффективным
для всех компаний из России и СНГ по количеству собранных средств. Для
сравнения, в третьем квартале 2007 четыре других компании из СНГ собрали
совокупно около $1 млрд. "Если вы хотите проводить IPO
сейчас, то люди подумают, что у вас просто отчаянная нужда в деньгах, -
говорит Лисер, отмечая склонность многих компаний откладывать в нынешних
обстоятельствах выход на публичные торги. - А раз так, то вам
предложат самую плохую цену за акции". Хотя рынок бондов и закрытая
продажа акций могут рассматриваться как достойные альтернативы для сбора
капиталов кроме IPO, у них тоже есть свои препятствия. "Существуют
альтернативные источники финансирования, но они объективно более дорогие, если
только вашей компании не повезет получить помощь от правительства", - считает
Лисор. Из 45 российских компаний,
изменивших планы по поводу выхода на публичные торги, 34 откладывают проведение
процедуры IPO, а остальные 11 отменяют ее совсем. Среди последних "Евросеть",
"Мегафон" и "Эльдорадо". "В условиях нынешней волатильности IPO выглядит не
самым логическим решением, - говорит глава "Эльдорадо" Игорь Немченко. - Более
разумно сегодня привлекать стратегического партнера, чем мы, собственно, и
занимаемся. Мы обеспечили себе прочное кредитование от PPF Group, которое
гарантирует нам стабильную работу". Вице-президент по инвестициям в
холдинге "Проф-медиа" Сергей Тихонов говорит, что его организация планирует
подождать с выходом на IPO до образования более подходящих рыночных условий. "Мы
всегда рассматривали IPO не только как источник дополнительного финансирования,
но и как важный стратегический шаг в развитии нашей компании, - заявил Тихонов.
- Тем не менее... в текущих условиях, мы решимся на IPO, только когда рынки
продемонстрируют признаки подъема". По информации The Moscow Times.