Предправления Toyota: Нынешний кризис уникален
09.12.2008 10:16 Председатель правления Toyota Motor Corporation дал
интервью "Ведомостям". "В": Можно ли сказать, что нынешний кризис — самый тяжелый в
вашей управленческой практике, или были времена и хуже?Ф.Ч.:
Естественно, мне приходилось сталкиваться с кризисными ситуациями и
раньше, но нынешний кризис уникален и отличается от всего, что мы видели до сих
пор. Все предыдущие кризисы, которые переживали автопроизводители, можно описать
формулировкой "одна причина — одно следствие". Например, кризис, в котором
автопроизводители оказались из-за ужесточений государствами норм по выбросу CO2
в атмосферу. Мы усовершенствовали свои технологии и стали соответствовать новым
экологическим стандартам. Что касается сегодняшнего кризиса, то он имеет
совсем иную природу.На протяжении долгого времени мы жили в условиях
постоянно дорожающего сырья — нефти, металлов, пластика, что, соответственно,
увеличивало себестоимость автомобилей. А резкий рост цен на топливо изменил
предпочтения покупателей — они обратили свое внимание на небольшие экономичные
автомобили, что поставило автомобильные компании перед необходимостью
перестраивать структуру производства и модельные ряды. Фондовый рынок
отреагировал на это снижением котировок автопроизводителей.Затем начался
кризис на рынке subprime, а следом проблемы, возникшие в сфере, скажем так, "игр
с деньгами", спустились и накрыли реальный сектор.Валютные рынки тоже
оказались разрегулированными. Для нас особой проблемой является удорожание иены
— как к доллару, так и к евро.То есть здесь уже множество причин,
усугубляющих ситуацию.Кроме того, во время предыдущих кризисов всегда
оставались тихие гавани. Сейчас мы столкнулись с кризисом, когда плохо всем и
везде. "В": Какова стратегия Toyota Motor Corp. в нынешних
условиях?Ф.Ч.: Первоочередные меры — сокращение излишних
расходов. Для разработки плана
чрезвычайный комитет по поддержанию прибыльности. Одновременно мы пересматриваем
нашу среднесрочную стратегию — на перспективу двух-трех лет. Ранее мы интенсивно
наращивали производство, все наши силы уходили на это. Сейчас конъюнктура
изменилась, и у нас появится время на улучшение подготовки персонала, чтобы
упрочить нашу внутреннюю структуру. Кроме того, мы будем уделять повышенное
внимание связям с общественностью. "В": Если ваши американские конкуренты обанкротятся, это
хорошо для Toyota или плохо?Ф.Ч.: Совсем нехорошо. Потому
что усугубит ситуацию (в мировой экономике и автопроме). Сейчас мировые
автокомпании очень тесно переплетены: у нас одни и те же поставщики сырья,
комплектующих. Поэтому, если что-то подобное тому, о чем вы упомянули,
произойдет, это породит огромный клубок проблем. Но что будет на самом деле, я
предрекать не возьмусь, потому что не знаю. Для нас идеальным вариантом было бы
сохранение стабильности. "В": На ваш взгляд, насколько глубок будет экономический
кризис в развивающихся странах и в России в частности?Ф.Ч.:
Очевидно, что мировая экономика, и в том числе автопром, переживают не
лучшие времена. Нам хотелось бы, чтобы автопром России и Китая стал локомотивом
— мы надеемся, что они могут вытянуть всю экономику. В октябре — ноябре мы
наблюдаем некоторый спад в продажах в России, но по итогам 2008 года мы покажем
приблизительно 30%-ный рост.