Антиквариат: цены станут адекватнее
09.12.2008 12:41 DPMoney продолжает публиковать мнения антикваров о влиянии
кризиса на арт-рынок и о наиболее привлекательных для инвестирования предметах
искусства. Анна Белорусова, глава российского представительства
аукционного дома Christie’s: "Сегодняшняя сложная экономическая ситуация не
может не оказывать определенное влияние на цены, в связи с этим происходит
некоторая корректировка арт-рынка. Но при этом итоги нью-йоркских ноябрьских
торгов Christie’s продемонстрировали, что, несмотря на сложную экономическую
ситуацию, арт-рынок продолжает жить по своим собственным законам, коллекционеры
по-прежнему охотятся за выдающимися произведениями искусства". На
86": "Боюсь, что кризис негативно повлияет на рынок. По крайней мере последний
месяц мы уже это чувствуем. Люди придерживают средства, продажи, точнее,
посещаемость салона уже уменьшилась. Будем смотреть, чем все закончится". Валерий Бондаренко, директор ЗАО "Аукционный дом "Гелос":
"Никаких изменений мы пока не ощутили. Недавно у нас прошел средненький аукцион
(предметы букинистики, филателия), объем продаж составил 2 млн рублей. Для этого
аукциона - хорошие деньги, выше среднего. Казалось бы, кризис в первую очередь
должен ударить по средним игрокам на рынке, но пока этого не произошло. Мы пока
имеем дело с начальной стадией кризиса, поэтому сложно сказать, какое будет
падение цен и когда оно начнется, хотя само падение вероятно. В целом антикварный рынок сейчас пытается удержать равновесие. Люди, у
которых не было запаса прочности, сейчас начинают переводить в деньги все
сбережения, которые у них были в культурных ценностях, предметах антиквариата.
Это плюс к тому стандартному количеству продавцов антиквариата, которые было. С
другой стороны, появляются новые игроки, принявшие решение, наоборот,
инвестировать в предметы антиквариата. На этом этапе существует определенная
неразбериха". Валерий Бондаренко, директор ЗАО "Аукционный дом "Гелос":
"Во время экономического спада и нестабильности фондовых рынков сегодня
наблюдается тенденция нетрадиционного инвестирования. В России увеличилось число
людей, интересующихся предметами искусства, сегодня все больше тех, кто ищет
альтернативные способы вложений своих денежных средств с точки зрения
инвестиций, и рынок антиквариата, в отличие от других сегментов, меньше
подвержен кризису. Инвесторы, стараясь сохранить деньги во время кризиса
"незамороженными", ищут объекты для вложений с повышенной ликвидностью. Вложения в антиквариат являются долгосрочными, однако, сравнивая их со
средствами на депозитах банков, можно отметить, что по доходности вторые в этом
плане уступают искусству. В основном спросом среди коллекционеров и инвесторов
пользуются предметы дорогой живописи, ее среднее ежегодное удорожание составляет
20-30%, цены на картины известных авторов растут до 200% в год. Сейчас, особенно это касается нумизматики, живописи, в меньшей степени
ювелирки, оружия, автомобилей, цены сильно взвинчены, причем специально. На
крупных аукционах вещи приобретают люди состоятельные, для которых
коллекционирование - дело имиджа. Для них заплатить $ 80-100 тыс. за художника,
который в антикварном магазине стоит несколько тысяч, - не проблема. Все торги
рассчитаны на этот слой людей. Сейчас, в момент кризиса, поток таких покупок
приостановился, это может оздоровить цены. Они будут не столько ниже, сколько
более адекватны. Кроме того, в новых экономических условиях покупатели станут
серьезнее относиться к профессиональной экспертизе подлинности, поэтому качество
выставляемых на продажу предметов улучшится, рынок оздоровится. Сейчас в цене вещи, которые были сделаны ранее конца XIX века. Это старые
мастера, импрессионисты, искусство эпохи модерн. Наоборот, современное искусство
находится на спаде. Специалисты рекомендуют не вкладывать в современное
искусство, не приобретать ничего с целью вложения в современных мастеров, так
как этот сегмент, скорее всего, не будет сильно прибавлять в цене. При этом я
сомневаюсь в том, что из-за кризиса владельцы уникальных предметов антиквариата
будут распродавать их за бесценок. Сейчас за копейки работы никто не продает и никто не покупает. Подлинники,
знаковые имена не могут и не будут стоить дешево, а вложить деньги в подделку в
условиях кризиса тем более невыгодно. Бренды не потеряют свою цену, другое дело,
что расти так бешено они не будут. Спекулянтам едва ли удастся заработать на
кризисе. Люди становятся разборчивее и не будут вкладывать деньги абы во
что".