Итальянским банкам рецессия не страшна
09.12.2008 14:31 Европейские банки будут рады оставить позади 2008 год и
поскорее забыть о нем. Только один банковский гигант из Швейцаии UBS в уходящем
году списал $48 млрд. Вспомним также скандал с Жеромом Кьервелем из Sociеtе
Gеnеrale, стоимостью в $6,3 млрд, да и вообще тот факт, что совокупные
потери европейских банков с учетом рыночной переоценки после начала кредитного
кризиса составляют уже $1,2 трлн. Не слишком большая разница с
американскими $1,6 трлн. Аналитики не ожидают от европейских банков признаков
возрождения вплоть до второй половины следующего года. Несмотря на эту печальную
картину, одна европейская страна все же смогла избежать тренда многомиллиардных
списаний и правительственных стабилизационных пакетов. Это Италия, четвертая по
величине экономика Европы, банки которой за последние полтора года начисто
"переигрывали" своих континентальных конкурентов. И дело вовсе не в каком-то особом менеджерском составе
банков, более глубоком анализе рисков, или внушительном денежном коэффициенте
покрытия. Такие итальянские банки, как Intesa Sanpaolo и UniCredito Italiano
просто имеют более консервативную бизнес-модель, чем их конкуренты Barclays и
BNP Paribas. Балансы итальянских банков свободны от секьюритизированных активов
и субстандартных займов, которые в хорошие дни приносили прочим банкам огромные
доходы, а сегодня приводят к не менее огромным потерям. Итальянцы традиционно сосредоточены больше на розничных
банковских операциях и корпоративном кредитовании. Эти банки опираются на
клиентские депозиты, чтобы финансировать свои ежедневные операции. Даже когда
итальянские банки осуществляют экспансию в другие страны, они держат курс, в
основном, на Восточную Европу, темпы роста которой значительно операжают
Западную Европу еще с середины 1990-х. "Они не зарабатывают такого количества денег, как другие
европейские банки, но зато их бизнес-модель остается неповрежденной, - говорит
аналитик Credit Suisse Андреа Верчелллоне. - Итальянские банки не играют в
ценные бумаги по-крупному, просто потому, что не понимают этой игры". По информации Businessweek.