Коллапс "большой тройки" накроет и Европу
16.12.2008 15:06 На протяжении долгих лет продажи автомобилей Ford и General
Motors за пределами США помогали Детройту выгадать время, пока в самой Америке
дела шли не важно. Но сегодня множатся опасения по поводу того, что
внутренние проблемы автомобильной отрасли США ударят и по более успешным
подразделениям автогигантов в Европе, Азии и Латинской Америки. Даже при условии
помощи администрации Джорджа Буша компаниям GM и Chrysler (последняя продает
автомобили почти исключительно на территории США). Директор Центра автомобильных исследований в Германии
Фердинанд Дуденхоффер предупреждает, что косвенные воздействия возможного
коллапса GM для производителей автозапчастей в Америк
добавляет, что немецкие автопроизводители в США, такие как Mercedes и BMW,
столкнутся с угрозой пересмотра действующей производственной цепочки в США, так
как некоторых поставщиков запчастей может смыть волной кризиса. В прошлом году и в первой половине 2008 операции европейских
отделений GM и Ford Motor были прибыльными, но доходов от них недостаточно для
самостоятельного выживания, считает Грехэм Макстон, экономист автомобильной
индустрии. "Им все равно нужны какие-нибудь "родители", - говорит Макстон. Крупные европейские автопроизводители, вроде Renault, Fiat и
Daimler, не горят желанием брать в свою семью американских "дочек". Кроме того,
бушующий на кредитных рынках кризис сделал невозможным проведение практически
любых значительных сделок. Но вот имидж легендарного немецкого бренда Opel,
который с некоторых пор принадлежит GM, уже страдает в глазах европейских
автолюбителей из-за разговоров о банкротстве "родителя". Аналитики выражают
сомнение, что Opel сможет выжить, став независимой компанией. Лучше всего европейские дела традиционно шли у Ford, в то
время, как GM укреплялась в Китае. В последние годы обе компании имели хорошие
продажи в Латинской Америке, и особенно в Бразилии. "До текущего момента поток
налички от зарубежных операций у автогигантов не иссякал, - говори аналитик
Deutsche Bank в Нью-Йорке Род Лаше. - Но сейчас продажи в Бразилии упали на 35%
с лишним, в Западной Европе от 30 до 35%. Почти на всех мировых рынках возникли
проблемы с наличными". Хотя это и не обсуждалось на дебатах в Вашингтоне, но
Детройт накрепко связан с Европой. GM и Ford предоставляют работу 120000
европейцев, в прошлом году эти компании продали в Европе около четырех миллионов
автомобилей. В 2007 году почти четверть из выпущенных 9,37 млн автоомбилей в GM
была приобретена европейскими покупателями. Европейские топ-менеджеры GM обратились к федеральному
канцлеру Германии Ангеле Меркель с просьбой о предоставлении кредитов на $1
млрд, а шведское правительство пообещало выделить на поддержку Volvo и Saab $3,5
млрд. Volvo принадлежит компании Ford, а Saab контролируется GM. Власти
испанской провинции Арагон, где находится крупнейший европейский завод GM,
пообещали выделить компании до $200 млн в кредит. Американская автомобильная отрасль связана с Европой крепко,
и разрыв может стать крайне болезненным. "Победителей не будет - одни
проигравшие, - говорит Фердинанд Дуденхоффер. - Это приведет к большим
потрясениям для всей мировой отрасли". По информации The New-York Times.