Падение объемов экспорта разъедает экономику Германии
19.12.2008 14:31 В старинном промышленном городе Эйзенхюттенштадт,
расположенном возле польской границы, жители готовятся к худшему. Крупнейший в
мире производитель стали компания ArcelorMittal сократила рабочее время для 1600
из 2700 своих сотрудников здесь и планирует уволить 300 человек. "Когда страна только начинает покашливать, то в
Эйзенхюттенштадте уже пневмония", - говорит инженер Юрген Шмидт. И он прав, его
город действительно кажется "больным". Шмидт работает здесь последние 15 лет, и
почти все это время дела обстояли неплохо. Но два месяца назад все кардинальным
образом изменилось. "Такое впечатление, что кто-то дернул за стоп-кран в поезде,
который несся с огромной скоростью", - замечает Юрген. Почти все клиенты ArcelorMittal, и особенно
автопроизводители, принялись в массовом порядке отменять заказы. Более того, они
даже не желали доставлять себе уже заказанную продукцию. Спрос сократился на
треть. После ремонта в конце ноября одна из доменных печей вообще
была остановлена. "Может быть мы начнем на ней работу будущей весной", -
оптимистически заявляет Шмидт. Но пока его оптимизм не подкрепляется объективной
реальностью. Одна страна за другой вступают в рецессию, стоимость всех мировых
ценных бумаг в среднем сократилась на 50% до $26 трлн. Все больше корпораций
планируют сокращения штатов: 5000 человек уволят в Dow Chemical, 5300 в Credit
Suisse, 12000 в AT&T, 14000 в Rio Tinto, 16000 в Sony и до 35000 в Bank of
America. А Citigroup вообще хочет поставить "рекорд", уволив 53000
сотрудников. Спад автомобильных продаж бьет не только по автогигантам,
вроде Daimler, или VW. Под ударом производители и поставщики запчастей, а это по
цепочке переносится и на те компании, которые поставляют им материалы, вроде
металлов или пластика. Очень мало отраслей экономики оказываются не задетыми
кризисом. Машиностроение - самая главная индустрия Германии, и она тоже не
ждет пощады, хотя здесь кризис наступит с некоторым опозданием. Компании из
этого сектора все еще работают по старым заказам, что даст им возможность
продержаться несколько месяцев, а может и лет. Ключевой проблемой немецкой экономики остается экспорт.
Страна в значительной степени зависит от внешнего спроса. "Экспорт - ахиллесова
пята экономики Германии", - говорит берлинский экономист Хенрик Эндерлейн. Ни
одна страна в мире не получает такой доход от взаимодействия с глобальными
рынками, как Германия после падения Берлинской стены. В последние 15 лет доля
экспортоориентированной экономики выросла в Германии с 24 до 47%. Сейчас здесь больше всего опасаются того, что разные страны
мира для поддержки своих экономик начнут прибегать к протекционизму, то есть
ограничению импорта. Вот и Россия уже готовится поднять пошлины на ввоз
импортных иномарок, чтобы поддержать отечественный автопром. Это станет большим
ударом для немецких производителей. Считается, что мировой финансовый кризис начался после
коллапса банка Lehman Brothers. Это случилось всего 13 недель назад, но кризис
уже поразил всю немецкую экономику. Что-то будет дальше?