Рынок корпоративных самолетов в свободном падении
25.12.2008 14:41 Всего семь месяцев назад сотни
мега-миллионеров, включая Ральфа Лаурена и Дэвида Геффена, расталкивали друг
друга в очереди за новым самолетом Gulfstream G650 стоимостью $60 млн, который
должен был пробежать по взлетно-посадочной полосе не ранее 2012 года. И для всех этих потенциальных
покупателей было совершенно не важно то, что им приходилось перечислить $500000
в качестве аванса на счета Gulfstream ровно в 12:01 15 апреля, или то, что
покупатели не могли потом переуступать свое место в очереди, а
также продавать его (такую информацию предоставил один из покупателей). Но все это была другая эра - до
начала кредитного кризиса и еще до того, как миллиарды долларов на корпоративных
и частных счетах испарились. "Рынок корпоративных самолетов разлагается", -
говорит Ричард Сантулли, глава компании-производителя частных самолетов Netjets,
которая принадлежит холдинговой компании Уоррена Баффета Berkshire Hathaway.
Богатые люди и корпорации сегодня
не просто не покупают самолеты, они их активно продают, чтобы сократить расходы.
Среди самых крупных корпоративных продавцов такие гиганты, как Citigroup и Time
Warner. Alcatel-Lucent решила продлить аренду двух своих самолетов, не обновляя
их, а третий выставить на продажу. Огрмым PR-провалом стало решение
глав автомобильной "большой тройки" вылететь на встречу с Конгрессом из Детройта
в Вашингтон на корпоративных самолетах. Публика была возмущена тем, что
топ-менеджеры компаний швыряют такие деньги на собственный комфорт, хотя сами
едут просить финансовой помощи у налогоплательщиков. General Motors поспешила выставить
на продажу большинство из своих семи самолетов еще даже до того, как
правительство потребовало сделать это. Автопроизводитель также закрыл свое
воздушно-транспортное подразделение, насчитывавшее 49 сотрудников. Авиационные брокеры, обычно
имеющие дело с клиентурой по всему миру, теперь жалуются на резкое "сжатие"
рынка, произошедшее в последние месяцы. "Запасы наших самолетов выросли
невероятно, а спрос упал, - говорит Джон Мессиджер из J. Messinger Corporate Jet
Sales. - Вот русские очень активно скупали у нас самолеты. Но падение
российского фондового рынка оказало на них огромное воздействие. Индийские биржи
тоже упали, а доллар укрепился, что пошло во вред продажам самолетов". Подавляющее большинство сделок
осуществляется в долларах, так что для иностранных покупателей самолеты стали
дороже. Наибольший спад зафиксирован в продажах больших самолетов, рассчитанных
на дальние перелеты, как говорит директор по продажам в Cerretani Aviation Билл
Куинн. Страдают компании Gulfstream, Bombardier и Falcon. Расходы на содержание самолетов
также выросли. Gulfstream G550 обходится в $47 млн. В год на его содержание
приходится тратить по $1,3 млн, включая налог на имущество в $500000 и зарплату
экипажа в $400000. В воздухе операционные расходы составляют $2000 в час и выше.
Такие расчеты приводит бизнес-менеджер одного из магнатов. По информации The New-York Times.