Третий эшелон занимает не по силам
28.05.2008 12:19 О "долговой" незрелости рынка говорит то, что объем
задолженности российских корпораций и банков по рублевым облигациям за апрель
составил 4% ВВП или 1,37 трлн рублей. В развитых странах этот показатель
достигает 60%. Неразвитость отечественного рынка публичных займов не
позволяет в полной мере удовлетворить потребности крупных заемщиков – компаний
первого эшелона с прозрачной структурой и высоким оборотом. Однако для их "братьев меньших" из третьего эшелона
облигации дают возможность привлекать средства на развитие, особенно не
распространяясь насчет модели, с помощью которой они будут привлеченные средства
отрабатывать. Другой вопрос, что глобальный мировой кризис поднял стоимость
долговых денег. Как отмечают аналитики "Траста", за последние семь-восемь
месяцев цена заимствований для третьего эшелона выросла ощутимей всего – на
250-500 базисных пунктов. Если год назад они могли разместить рублевые облигации
под 10-12% годовых, то сейчас - уже под 12-14%. И первые кандидаты на объявителей дефолтов могут появиться
как раз из этого сектора. Сейчас на рынке обращается свыше 350 выпусков более чем 300
таких эмитентов. Однако даже серия дефолтов таких компаний вряд ли изменит
рынок, считают эксперты. Если опасения участников рынка подтвердятся, и до конца года
мы увидим пару дефолтов небольших компаний, это может иметь структурообразующее
значение для рынка. Некоторые эксперты отмечают, что даже выросшая в течение
последнего года стоимость заимствований для компаний третьего эшелона - еще не
самая справедливая цена за непрозрачную структуру, отчетность и небольшие объемы
бизнеса. Инвесторы должны осознать, что, давая в долг неизвестным и
закрытым эмитентам, они рискуют. И это риск выше среднего. Соответственно, их
доход от вложений должен быть адекватным уровню этого риска. Несколько дефолтов
таких компаний как раз и могут дать необходимый "воспитательный" эффект, при
этом, не уронив рынок целиком. Возможно, и эмитенты станут более осторожны в
заимствованиях,
эшелону.