$1 за литр бензина это много? Загляните в Европу!
29.05.2008 15:21 Рыбаки, водители грузовиков и фермеры из Западной Европы
протестуют против беспрецедентно высоких цен на бензин. Их согласованные
выступления могут парализовать целые сектора европейской экономики. Ожидается,
что эти волны гнева будут только нарастать в ближайшие дни, плавно переходя из
одной страны в другую. Забастовки рыбаков, которые длились
последние три недели во Франции, распространились на этой неделе и в испанские
порты. На очереди Италии, Португалия и Греция, где дизельное топливо с начала
этого года подорожало на 40%. Перед владельцами отдельных судов и целых флотов
траулеров замаячила реальная угроза банкротства. Впрочем, дела плохи не только на воде, но и на суше. Во
вторник сотни британских водителей грузовиков парализовали движение в Лондоне и
Кардиффе, требуя от правительства понизить налог на дизельное топливо, которое
теперь стоит $11 за галлон (3,8 литра). Другие владельцы компаний, пострадавших
от высоких цен, включая фермерские, таксомоторные и автобусные фирмы, уже
присоединились к движению протеста, или намереваются сделать это в ближайшее
время. Эти протесты отражают настроения и миллионов рядовых граждан
европейских стран. Пока американские водители еще только готовятся платить по $1
за литр (столько же примерно стоит бензин и в России), французы платят $2,2 за
литр. В среднем по странам Евросоюза литр бензина стоит $2,3 - это более чем в
два раза больше, чем в США. Одна из причин такого различия в ценах заключается в том,
что европейские правительства взимают куда большие налоги на топливо, чем
руководство США. В Америке сбор составляет всего 11% розничной цены
бензина, а в Великобритании и Франции целых 70%. Европейские лидеры хотели бы помочь своим гражданам, но
имеют весьма ограниченное пространство для маневра. Недавно Николя Саркози
предложил ввести в ЕС фиксированный налог на топливо вместо НДС, растущего
вместе с увеличением цен на нефтепродукты. Но руководство Евросоюза выступило
против предложения президента Франции. "Изменение налогообложения для борьбы с ростом цен на
топливо дало бы неверный посыл нефтедобывающим странам, - говорит представитель
ведомства Евросоюза по энергетике Ферран Терраделлас. - Они бы убедились в том,
что могут как угодно поднимать цены, а гражданам придется платить". По
информации Time