Высокие цены на нефть могут взорвать Китай
07.07.2008 18:26 Производственная революция Китая и
его сателлитов в последнее десятилетие была основана на дешевом транспортном
сообщении. После "нефтяного удара", вся торговая модель Поднебесной кажется
устаревшей. Как следствие этого - шанхайская фондовая биржа с октября прошлого
года опустилась уже на 56%. Это самый впечатляющий "медвежий" рынок за последние
полвека. Азиатская торговая модель
- своего рода рикардийская сеть (Дэвид Рикардо - английский
экономист, сторонник трудовой теории стоимости, – прим. dpmoney), в которой
различные товары
можно было воспользоваться конкурентными преимуществами. При этой модели
рентабельность продаж весьма невысока. Товары отправляются в Китай для
окончательной сборки, а потом переправляются на западные рынки. Уязвимость этой
системы при нынешней топливной конъюнктуре очевидна. Стоимость 20-килограммового
контейнера, отправляемого из Шанхая в Роттердам, выросла за последнее время в
три раза, благодаря росту цен на нефть. Руководство Китая субсидирует
энергетические затраты. В Китае сдерживаются тарифы на электричество,
и это в то время, как во всем мире цены на уголь выросли в три раза с 2007 года.
Убыточные индустрии субсидируются. Но это не решение проблемы, а только ее
откладывание. "Подлинные последствия "нефтяного
ш
- говорит Стивен Джен из Morgan Stanley. - Вся торговая модель региона будет
проверена на "стрессоустойчивость". Предпосылки этому имеются - на прошлой
неделе Китай повысил тарифы на грузоперевозки на 17%. По данным обозрения BP, в Китае
энергетические затраты на производство единицы ВВП в три раза выше, чем в США, в
пять раз выше, чем в Японии и в восемь раз выше, чем в Великобритании. Китайские
заводы "строились без учета нынешнего уровня цен в энергетике", как счиает Джен.
По его мнению, последствия этого будут "нелинейными", что можно перевести на
более понятный язык так: экономика Китая рискует взорваться. Теперь почти любые прежде дешевые
китайские товары - обувь, одежда, мебель - вырастут в цене из-за увелич
тарифов на грузоперевозки. Азиатская игра в аутсорсинг закончена, считает
экономист CIBC World Markets Джефф Рубин. "Теперь дело даже не в низкой
стоимости труда - расстояние стоит денег", - говорит Рубин. Только в провинции Гуандун в это
году было закрыто 2 331 обувная фабрика - половина из существующих, как сообщает
Xinhua. А помимо высоких энергетических цен Китай сталкивается и с другими
негативными факторами, среди которых рост зарплат рабочих на 20%, а
также сокращение спроса со стороны США, Канады, Великобритании, Испании,
Италии и Франции. По информации Daily Telegraph