Бензин в Венесуэле стоит в 20 раз дешевле банки Coca-Cola
05.01.2009 11:02 Безалкогольные напитки, например, стоят в 20 раз
дороже, эспрессо в местном кафе — в 30 раз. Зачастую посетители заправочных
станций оставляют больше чаевых сотрудникам заправочной станции чем платят за
сам бензин, ведь, как говорит 38-летний Алексис Сантана, который 16 лет работает
водителем автобуса, "если у нас есть нефть, то и бензин должен быть
дешевым". Бензин
может стоить в 20 раз дешевле банки Coca-Cola "Продавать наш бензин по таким ценам – это просто кощунство.
С таким же успехом мы могли бы отдавать его бесплатно!", — заявил в одной
из своих речей президент страны Уго Чавес. Однако повышение цен будет равняться
политическому самоубийству в стране, где молодые люди считаются независимыми от
родителей после того, как купят себе машину. Низкие цены на бензин стали возможны благодаря
государственным субсидиям, которые составляли $19 млрд по состоянию на с
2008 года, когда стоимость нефти достигала $116 за баррель. Однако к середине
декабря цена нефти опустилась до $31 за баррель. Кроме того, по словам Рамона Эспиназы, бывшего главного
экономиста государственной нефтяной компании PDVSA, компания ежегодно дарит
более $3 тысяч каждому владельцу автомобиля в стране — из-за этого у нее не
остается денег на улучшение местной системы дистрибуции нефти, стимулирование
других секторов экономики или сокращение своей задолженности. Как утверждает экономист Хосе Луис Кордейро, 80% всего
бензина используется частными автомобилями, которые перевозят всего 20%
населения страны, в то время 80% граждан прибегают к услугам общественного
транспорта, который потребляет 20% бензина. "Это пример робингудства
наоборот", — говорит Кордейро. Низкая стоимость бензина приводит также к его контрабанде в
соседние с Венесуэлой страны — Колумбию, Бразилию и Гайану. По некоторым
данным, около 80 тыс. семей на северо-востоке Колумбии частично или целиком
зависят от контрабанды топлива в качестве средств к существованию. Культ владения собственным автомобилем в Венесуэле стал
настолько влиятельным на местных жителей, что власти издали распоряжение,
согласно которому автомобили, находящиеся в определенных дорожных рядах в
часы-пик, должны кроме водителя иметь еще одного пассажира.