Брокер в ответе за клиента
21.01.2009 08:56 Московская инспекция ФНС № 50 пытается переложить на брокера
"Атон" 12,85 млн рублей пени и 9,85 млн рублей штрафа за не уплаченный ее
клиентами в 2003-2005 гг. подоходный налог, пишут "Ведомости" По Налоговому кодексу (НК) брокер выступает агентом своего
клиента и удерживает с него подоходный налог при выплате денег или автоматически
по окончании года. Но в случае "Атона" на счете трех клиентов не было средств,
компания уведомила об этом инспекцию, чтобы она самостоятельно взыскал
В итоге 49,6 млн рублей налогов так и не были уплачены, а во время выездной
проверки "Атона" в 2006 году инспекция выставила брокеру санкции за просрочку
платежей. Налоговики обнаружили, что в конце 2005 года клиент получил
маржинальный кредит от брокера. С него и нужно было удержать налоги, считает
инспекция. С маржинального займа нельзя удержать налог, эти деньги не
передаются клиенту, а выплачиваются непосредственно в оплату сделки, заключенной
клиентом через брокера, объясняет директор юрдепартамента "Атона" Олег Сорокин.
По действовавшей тогда редакции НК нужно уплатить налог в первый рабочий день
года (с 2008 г. срок — в течение всего января), считает Сорокин, раз средств не
было, инспекция должна сама взыскать деньги с налогоплательщика. "Атон" успешно оспорил претензии налоговиков в первой
инстанции и апелляции. Но кассационный Арбитражный суд Московского округа
отправил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Суд согласился, что на
тот момент брокер по возможности должен был удержать налоги по состоянию на
первый рабочий день, но признал возможность удержания средств из займа. Из текста решения кассации следует, что, если счет клиента
обнулен и брокер не имеет с ним отношений, он не обязан удерживать налог,
объясняет партнер "Налоговой помощи" Сергей Шаповалов. Но в случае возобновления
отношений в январе, например, посредством маржинального займа снова возникает
обязанность удержать налог, замечает он.