Номера дешевеют
22.01.2009 09:04 Гостиничный рынок в Москве в четвертом квартале 2008 года
показал рекордное падение спроса и доходности: по сравнению с аналогичным
периодом 2007 года загрузка номеров снизилась на 14 процентных пунктов (в
декабре в среднем ценовом сегменте составила около 52%), а показатель RevPar
(доход на номер, рассчитывается с учетом загрузки и средней цены продажи
номеров) сократился на 13% (в д
1,89 тыс. рублей, в верхнем — 4-4,4 тыс. рублей), говорится в исследовании
Colliers International. В John Lang Lasalle (JLL), также отметившем
недозагруженность гостиничных номеров, уверены, что средняя цена номера
(ADR) в ноябре впервые упала — на 4,5% в рублях и на 18% в долларах (до
$315), пишет "Коммерсант". "По предварительным данным, в декабре также
снизилась примерно на 15% в долларах",— отмечает старший вице-президент JLL
Марина Смирнова. С 2002 года, говорит она, средняя цена номера всегда росла.
Падение спроса на столичные гостиницы началось в октябре. По
данным JLL, в верхнем ценовом сегменте ("четыре-пять звезд") загрузка упала в
сравнении с октябрем 2007 года с 81,8 до 72%, в среднеценовом ("три звезды") — с
83 до 71,9%. Эта тенденция усилилась в ноябре, несмотря на наступление сезона
высокого спроса: по данным JLL, в верхнем ценовом сегменте загрузка составила
всего 61% (против 75,2% в ноябре 2007 года), а для категории "три звезды" — до
63% (78%). В декабре загрузка в высоком ценовом сегменте, по предварительным
данным аналитиков, составила всего 55% (в декабре 2007 года — 66,3%), а для
"трех звезд" — 51% (70%). "Падение загрузки и доходности в 2009 году, очевидно,
продолжится", считает Марина Смирнова. Она прогнозирует загрузку в январе ниже
50%, что сравнимо с уровнем послекризисного 2001 года. В худшем случае, говорит
она, к апрелю стоимость номера может снизиться на 25-30% в долларах и на 7-10% в
рублях. "Мы ожидаем тяжелый год: первые два квартала покажут
дальнейшее падение спроса, а потом начнется постепенная стабилизация",— считает
замгендиректора ООО "Балчуг" Александр Бобылев. Он отмечает, что в
октябре—декабре 2008 года его компания получила доход на 20% меньше, чем
ожидалось, по большей части за счет уменьшения числа частных туристов, которые
составляют самую дорогую клиентуру.