Три антикризисных "кита" Александра Калина
04.02.2009 09:04 Три
антикризисных "кита" Александра Калина "Для того, чтобы было понятно, как мы встретили кризис и его
переживаем, нужно вернуться на 10 лет назад и заглянуть в дефолтный 1998 год.
Тогда все было намного сложнее: фондовый рынок "схлопнулся", биржи
обанкротились, доходов почти не было, приходилось работать практически без
зарплаты и при этом придумывать и внедрять на рынок что-то новое. Одним из
плодов наших усилий стала первая в России система интернет-трейдинга. Так что
кризис 1998 года стал для нас хорошим уроком. Как говорится, за одного битого
двух небитых дают. И когда мы оправились от кризиса, мы опрТри
антикризисных "кита" Александра Калинаеделили три постулата, на которых и
строили всю дальнейшую работу. Первый из них – не привлек
в развитие компании только собственные средства. Второй – всегда иметь резерв
"на черный день". И третий – максимально диверсифицировать бизнес. Именно
следование этим постулатам позволяет нам сегодня чувствовать себя уверенно. Мы начали готовиться к непростым временам давно. Но такого
обвала, который произошел в сентябре, мы, конечно, не предполагали. Думаю, что
это было неожиданностью не только для нас, но и для всех профучастников
фондового рынка – а они первыми приняли на себя удар кризиса. Резко упала
стоимость активов ПИФов, снизились обороты на ММВБ, уменьшилась активность
крупных клиентов. Как следствие, значительно сократились доходы. Стало понятно, что профилактических мер недостаточно и нужно
прежде всего сокращать издержки. Е
командировки, представительские и канцелярские расходы, расходы на связь и т.д.
Пришлось ввести мораторий на прием новых сотрудников. Таким образом, если
человек из того или иного департамента увольнялся, его обязанности
перераспределялись на остальных сотрудников. Очень жалко, что пришлось
приостанавливать программу регионального развития, – но было совершенно ясно,
что спрос на инвестиционные продукты в регионах как со стороны населения, так и
со стороны корпоративных клиентов значительно снизится. Однако мы не стали закрывать наш проект по выходу на
международные рынки, поскольку чувствуем интерес нерезидентов к России.Очевидно,
что благодаря только лишь сокращению издержек кризис не победить – нужно
зарабатывать, искать новые возможности, которые обязательно появятся при
кризисной ситуации. Первый такой приятный сюрприз преподнес рынок брокерского
обслуживания. Сразу после резкого падения котировок большинства бумаг и
приостановки торгов в середине сентября число новых клиентов, желающих
самостоятельно работать на бирже, возросло в разы. Пришлось переориентировать
часть сотрудников на обслуживание новых клиентов, продлить время работы офисов и
даже несколько недель работать без выходных. Кстати, за счет средств, полученных
вследствие сокращения расходов, мы смогли провести успешную рекламную кампанию
по привлечению частных инвесторов. Однако, к сожалению, несмотря на приток новых клиентов,
доходы от розничного брокериджа все равно снизились по сравнению с докризисным
уровнем. Это связано с запретом на маржинальное кредитование в полном объеме,
запретом открытия "коротких" позиций, а также с тем, что многих спекулянтов,
которые приносили значительную часть доходов, "выбило" с рынка. Однако благодаря возросшей волатильности рынка акций,
собственные операции показали наивысшую доходность за последние 10 лет! Это, в
общем, позволило компенсировать потери по брокерской деятельности и ДУ. В сегменте брокерского обслуживания мы в последнее время
значительно усилили аналитику, в том числе по срочному рынку, стремясь помочь
клиентам принять правильные решения в условиях высоковолатильного рынка. Введена
новая услуга "Инвестиционный советник", в рамках которой клиент получает доступ
к торговым рекомендациям, разрабатываемым командой наших аналитиков с
использованием средств технического и фундаментального анализа. Кроме того, мы
много всего написали...."