Строители запросили помощи у государства
04.02.2009 12:40 Недавно при участии министерства регионального развития
прошло трехдневное заседание отраслевой рабочей группы по оказанию
государственной поддержки системообразующим предприятиям, из которых
строительных насчитывается всего шесть (предприятий ракетно-космической
промышленности в два раза больше). Попадание в столь желанный правительственный список не
влечет за собой каких-либо финансовых гарантий, автоматических преференций. Так
по крайней мере говорится в сообщении правительства России. В то же время по
словам представителя министерства регионального развития, компании-участники
трехдневного заседания просили о разной государственной помощи в зависимости от
сферы деятельности. Можно предположить, что "разная помощь" - это деньги (звучат
цифры до 1 трлн. руб.), в том числе гарантированные государственные заказы. И
они уже на подходе. На прошлой неделе один из крупнейших строительных холдингов
"СУ-155" объявил о том, что в текущем, кризисном году, планирует увеличить
объемы строительства на 10% и сдать 1 млн 540 тыс. м2 жилья (в прошлом году 1
млн 394 тыс. м2). В то же время власти Москвы приняли решение увеличить размер
государственных гарантий по кредитам Банка Москвы ЗАО "СУ-155" с 1,75 млрд руб.
до 15 млрд руб., так что увеличение объемов строительства вполне реально. В
декабре прошлого года именно у этой компании столичные власти купили 278 тыс. м2
жилья по довольно льготным ценам: стартовая цена составила 65 тыс. руб. за м2 в
Москве и 54 тыс. руб. в области. В той или иной мере государство уже, без громких просьб
строителей, активно действует на рынке недвижимости. Так, по словам префекта
Юго-восточного административного округа Владимира Зотова, в этом году на
вверенной ему территории будет построено свыше 700 тыс. м2, что втрое больше,
чем в 2008 году. Важно здесь следующее: 572 тыс. м2 — это социальное жилье,
остальное будет возведено по инвестиционным контрактам без доли города! Как
недавно рассказал руководитель "Федерального центра ценообразования в
строительстве" (ФГУ ФЦЦС) Евгений Ермолаев, количество бюджетных и
внебюджетных строек в России практически сравнялось. "До кризиса количество
строек, финансировавшихся за счет федеральных, региональных или местных
бюджетов, было до 20% от общего числа, - пояснил он, - а оставшиеся более 80%
финансировались без участия государства". Причем по факту это произошло не за
счет увеличения бюджетной доли строительства, а за счет сокращения количества
коммерческого строительства - свято место, как говорится, пусто не
бывает. Результаты этого влияния государства могут оказаться даже
благотворными. Главное, что может случится, кроме поддержки строительного
комплекса, — правительству удастся навести порядок в процесс ценообразования на
рынке недвижимости, в некоторой степени регулируя цены по своему усмотрению. А
такой возможности у правительства в современной российской истории еще не было.
Удивляет другое — строители совсем как будто не заинтересованы в сохранении
покупательной способности населения, ведь по сути банковские кредиты можно было
бы получать опосредовано, через, к примеру, ипотеку в том случае, если бы она
стала доступнее (государство могло бы субсидировать процентные ставки, доведя их
до менее 10%, как в США). Сейчас же речь идет больше о прямой помощи строителям,
точнее некоторым предприятиям этой отрасли. Пока что положительным моментом
такой госполитики стало то, строительные компании, которые раньше бежали от
госзаказов, как черт от ладана, теперь стоят за ними в очередь. Как сказал
начальник информационного управления ФГУ ФЦЦС Виктор Сед
на один из соцобъектов было подано 4 заявки, и этот объект так и не был
построен, то в этом году на этот объект подано уже 104 заявки. И можно с
уверенностью сказать, что объект будет построен. По материалам РИА
Новости